Мир велик..
Нет, уснуть, сегодня точно не получится. Уснешь тут, когда к голове крепко накрепко прилипли электроды… На лбу, на сердце, на висках и под подбородком тоже стоят датчики – эти держатся на пластыре. К онемевшим рукам, ногам, бедрам, животу прикреплены температурные зонды. Больше всего мешают тонкие разноцветные кабели, которыми я опутан. А за правым ухом у меня – заземление.

Я лежу на кровати, а за компьютером в соседней комнате сидит сотрудница Базельского центра хронобиологии Мириам Мюнх. Это она целый час опутывала меня проводами. Мириам смотрит на монитор и видит, как падает температура моего тела, как расслабляются мышцы. Электрокардиограмма фиксирует, как замедляется биение сердца. Электроэнцефалограмма – как изменяются биотоки мозга. Электроокулограмма – запись электрической активности наружных мышц глазного яблока – станет интересна Мириам позже, когда начнется фаза ночного «быстрого сна». Недаром его еще называют «сном с быстрым движением глаз». Если уж я согласился на этот эксперимент и остался ночевать в лаборатории Базельского центра, то единственное мое желание сейчас – поскорее уснуть. Мириам сказала, чтобы я не волновался: «Всему свое время. Об этом позаботятся ваши внутренние часы».

Наутро я узнаю, что задремал уже через 17 минут. А казалось, что прошла целая вечность….

В Базельском центре хронобиологии исследуют внутренние часы человека. Цель – помочь пациентам «переставить» неправильно идущие «стрелки». Вопросы, которые интересуют многих, звучат просто, но до сих пор на них нет исчерпывающего ответа. Из-за чего мы устаем? Почему просыпаемся? Как лечить старческую бессонницу? А юношескую? Действительно ли можно помочь тем, кто находится в состоянии депрессии, не давая им спать ночью? Как влияют дневной свет и гормон мелатонин на наше состояние и сон?

В Центре хронобиологии участников эксперимента не только опутывают кабелями. Нужно еще сдавать слюну (анализ гормонов), проходить тест на скорость реакции и в течение всего эксперимента записывать в дневнике все изменения настроения. Одни испытуемые должны спать, другие, наоборот, бодрствовать 40 долгих часов – при этом они лежат в постели в полумраке. Это тоже эксперимент – так наблюдают биологические циклы, на которые не влияют внешние обстоятельства, вроде обильного приема пищи или смены деятельности.

Организм живет по своим внутренним ритмам, большинство из которых колеблется в течение дня. Это известно давно. Но лишь недавно эксперименты показали, как крепко колесики наших внутренних часов цепляются друга за друга. Если биологические часы начинают спешить или опаздывать, ни к чему хорошему это не приведет. И проблемы со сном – лишь первые следствия сбоя механизма. Частая смена часовых поясов при перелетах, работа по скользящему графику или хроническое недосыпание могут привести к очень серьезным физиологическим расстройствам.

читать дальше

@темы: интересности